Что делать?
17 июня 2019 г.
Дорога в никуда
11 ЯНВАРЯ 2019, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Дайджест по материалам прессы.

У входа в Стеленбосский университет  (ЮАР) висит следующее сообщение:
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися.
Пациенты умирают от рук таких врачей.
Здания разрушаются от рук таких инженеров.
Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.
Крах образования – это крах нации».

 

Кризис школьного образования и социал-дарвинизм

В списке из 153 стран по расходам на образование Россия занимает 98-е место с показателем 4,1%. Выше России – Болгария, Хорватия, Румыния. Алжир, Мавритания. Рядом с Россией – Парагвай, Таджикистан. Тринидад и Тобаго.

Высокое место по уровню знаний мы исторически занимаем, начиная с конца 1950-х годов. Но с того момента Россия, пятясь назад по уровню образования, с 3-го места в мире, которое занимала, опустилась до 33-го (Аганбегян А. Г. // Экономические стратегии. 2017. № 3).

Реформа образования в России в последние десятилетия строилась вокруг мировоззренческой установки, лучше всего выраженной бывшим министром образования А. Фурсенко: «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

В плоть российского общества внедряется социал-дарвинизм, система образования в России перестаёт быть гуманитарной, человечной, все сильнее строится на принципах жесткого отсева и отбора: к высшему образованию будут допущены только сильнейшие, конкурентоспособные и платёжеспособные. Мер, которые позволили бы успешно развиваться школьникам с особыми наклонностями, не принимается.

ТАСС

Результаты кризиса в системе образования предсказуемы. Нелепые ответы в проверочных работах – это верхушка айсберга. В глубине таится равнодушие к предлагаемым методам познания со стороны учеников. Школьников заваливают информацией, предлагая на выходе проверить свои знания на манер игры «Кто хочет стать миллионером», с помощью теста. Ребенок должен просто выбрать один из четырех вариантов ответа. Так экзаменуют и на ЕГЭ, и на промежуточных контрольных работах в процессе обучения. Не знаешь – ткни наугад, вдруг повезет. Учителей в свою очередь заваливают отчетностью, бесконечными аттестациями, рабочий процесс засушивается, формализуется, оставляя педагогам меньше времени на самое главное – общение с детьми

Учителя в России не являются высокооплачиваемыми уважаемыми специалистами, как в Финляндии. В государственных школах это чаще всего посредственности, заваленные отчетностью, чья нищенская зарплата зависит от отношения к ним руководства. Они с готовностью исполняют противозаконные указания, например, предупреждают школьников  не ходить на митинги сторонников Навального. Безропотно участвуют в избирательных комиссиях, послушно делают вбросы бюллетеней и подделывают фальшивые  протоколы.



По результатам оценки качества преподавания, проведенной Рособрнадзором, многие педагоги сами путаются в том предмете, который преподают! «Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, — рассказывает бывший глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Например, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение».

За последние годы в стране закрыто более 25 тыс. школ, 8,5 тыс. больниц и 5 тыс. поликлиник. Такие меры ведут к тому, что малые города и села просто брошены на произвол судьбы и вымирание. Это говорит о том, что существующая система государственного образования себя дискредитировала и уверенно идет к общему краху, уступая место частным школам. А все ли имеют возможность устроить своего ребенка в частную школу, за учебу в которой необходимо платить огромные деньги? Безусловно, НЕТ! Тестирование выпускников школ показывает удручающую картину.

Школы должны приносить прибыль!

Падение цен на нефть, гонка вооружений, вывоз олигархами миллиардов в развитые страны и как следствие недостаток бюджетных средств заставили путинскую клику потребовать, чтобы школы перешли на самоокупаемость. Подготовленыы программа школьной реформы и проект нового закона о платном школьном образовании.

Все школы предполагается разделить по типу финансирования на государственные, автономные и бюджетные. Базовые предметы пока останутся бесплатными в необходимом минимуме учебных часов. Однако нужно будет доплачивать за дополнительные уроки и мероприятия, которые, конечно же, ученики будут посещать по желанию.

Естественно, каждый родитель понимает, что подобные факультативы дают более глубокие знания, позволяющие успешно сдать ЕГЭ, поэтому спрос на них, по прогнозам экспертов, будет высоким. Также «продленки» и другие мероприятия, подразумевающие уход и присмотр, станут платными. Помимо прочего, школам было позволено вести всевозможные кружки, призванные всесторонне развивать учеников. Часть кружков школы проводят бесплатно, а за другие нужно будет выложить определенную сумму. Будут введены так называемые платные профпредметы, направленные на осваивание определенной профессии. Российские школы превратятся  в некие организации, приносящие прибыль властвующим казнокрадам.

Введение платных школ с 2017 года было отложено в связи с президентскими выборами. Впрочем, отложено на год-полтора. Ясно одно: нововведение принесет лишь материальные расходы россиянам, тогда как полезных «свойств» у закона катастрофически мало. Напомним, что в Финляндии, Швеции, Китае, Сингапуре школьное образование бесплатное!

Отток детей в частные школы

Вместе с тем интерес состоятельных людей к частным школам и репетиторству подтверждает факт тяжелого кризиса государственной системы образования. Она себя дискредитировала и движется к полному краху. Об этом говорят общественники, эксперты и сами учителя.

 В 2017 году продолжается отток школьников из государственных школ в частные параллельно с ростом популярности репетиторства. Устаревшие замшелые методы обучения, консервативный подход к совершенно новым детям с иными целями и запросами – это заставляет неравнодушных родителей искать для детей альтернативные формы обучения. Главным препятствием на этом пути является стоимость обучения. Многим просто не по карману отдать ребенка в частную школу и даже нанять репетитора. И все равно популярность и того, и другого огромна.

ЕГЭ

ЕГЭ не учитывает особенности умственного устройства детей,  предъявляя ко всем предельно жесткие одинаковые требования. Но ведь есть люди, склонные к математике и точным наукам, а есть прирожденные гуманитарии! И не факт, что будущему прекрасному хирургу потребуется знание тригонометрии. Мы уже отмечали, что в Финляндии, чье школьное образование признано лучшим, оценок не выставляют вообще, а преподаватели, работая с каждым школьником индивидуально, дают им разные по трудности задания. Система ЕГЭ жестко отсекает школьников определённого склада, вовсе не глупых и бесталанных, и ввергает детей в состояние стресса, не оставляя права на ошибку.

ТАСС

Согласно исследованию экспертных мнений, проведённому Центром научной политической мысли и идеологии в сентябре 2015 г., с введением ЕГЭ существенно снизился уровень подготовки школьников и студентов, эффективность системы образования в целом упала более чем в два раза. Красноречиво об этом свидетельствуют и результаты последних школьных олимпиад: в международном зачёте количество медалистов среди российских школьников резко снизилось. Таким образом, лучшие российские школьники стали сильно уступать своим сверстникам из других стран. Это весьма информативный и тревожный показатель, который говорит, конечно, не об отсутствии рвения и талантов у ребят, а о кризисе системы их подготовки. 

Разве в образовании человека получение знаний — главное? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности-человека в целом?! В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол творцов и изобретателей! Сами знания не дают абсолютно ничего, если нет возможности применить их с пользой. Умный человек отличается от глупого не количеством  знаний (человек, который много знает, не всегда является умным — часто он всего лишь просто эрудированный), а умением находить нужные знания и применять их с пользой и эффективностью.

Задача обучения не вбить в голову ребенку кучу всякой ерунды (хотя и это тоже), а повысить его культурный и интеллектуальный уровень до приемлемых для общества величин. Именно приемлемых для общества. Нужно было обществу в 60-х годах освоение космоса — так кружки юного техника и юного радиолюбителя были чуть ли не в детских садиках. А потом обществу вдруг потребовались гуманитарии, последствия этого мы сегодня и наблюдаем. А студенты маленькой  Голландии и Китая, который еще недавно был неграмотной аграрной страной, строят роботов и проводят серьезные исследования. А что делает большинство наших студентов? И не надо говорить, что мы занимаем первые места в олимпиадах по программированию. 5-6 человек, которые составляют команду-победителя — это очень мало в масштабах нашей страны. Это практически ничего. И еще интересно, сколько из них после окончания ВУЗа останутся работать в России?

ТАСС

«Со знанием должно быть обязательно связано умение... — писал А. Дистервег. — Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Философ Г. Спенсер решительно заявлял: «Великая цель образования — это не знания, а действия». Он попал в точку. Там, где образование завершается усвоением некоторой суммы знаний-сведений и только, оно вырождается в бесплодную науку — схоластику. Это особенно видно в наш информационный  век, когда любые уже известные и необходимые данные можно найти в интернете. Знания человеку нужны не сами по себе, а лишь для того, чтобы жить, успешно действовать для/ради жизни, ее продолжения, повышения ее качества и количества.

Еще в середине 1960-х годов россиян поражали отличия экзаменов в вузах Чехословакии и России. У нас студент должен был вызубрить несколько десятков  фактов и формул, написать их на доске по требованию экзаменатора и получить оценку. В Чехословакии экзамен по такому  предмету, как «усилители радиоприемников» длился целый день. Можно было пользоваться учебниками и справочниками. Но студент получал реальную задачу, например, спроектировать каскад радиоприемника под заданные параметры. Рассчитать необходимые параметры и  выбрать элементы, создать принципиальную схему и даже предложить, как создать плату  каскада «в металле». По сути, от него требовали знаний, которые потребуются ему, когда он будет работать в КБ.

Попытки перенять опыт чехов в СССР тогда с треском провалился, студентов, призывающих к реформе, – наказали. Но и сегодня в наших школах и вузах, в отличие от развитых стран, нет желания обучить молодых практике применения полученных знаний. Вызубрил, сдал и забудь!


Фото: 1. Игорь Евдокимов/Интерпресс/ТАСС, 2. Александра Мудрац/ТАСС, 3. Кадр видеосъемки регистратора на избирательном участке в Н. Новгороде (2016г.)/Youtube.com, 4. Артем Геодакян/ТАСС, 5. Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС













РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Можно ли победить воровство?
7 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
Оговоримся сразу, нас не слишком будет интересовать криминальный промысел «классических» воров – домушников, карманников, грабителей магазинов и прочих, сделавших кражу чьего-либо имущества своей профессией. Маргинальная прослойка таких людей есть в любых обществах. И в любых странах – что бедных, что богатых – существует отчетливый общественный запрос, если не на полное искоренение, то всяко на минимализацию возможности профессиональных преступников завладеть деньгами и имуществом граждан или частных юридических лиц.
Sapiens. Краткая история человечества
2 ИЮНЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Юваль Ной Харар  Sapiens. Краткая история человечества  М.: Синдбад, 2019  Дайджест книги в форме последовательного цитирования наиболее значимых мест произведения. Ход человеческой истории определили три крупнейших революции. Началось с когнитивной революции, 70 тысяч лет назад. Аграрная революция, произошедшая 12 тысяч лет назад, существенно ускорила процесс. Научная революция – ей всего-то 500 лет – вполне способна покончить с историей и положить начало чему-то иному, небывалому.
Двойное бремя российской экономики
28 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Хотя российская экономика не приспособлена для динамичного развития при низких ценах на нефть, бремя социальных расходов, которое ей приходится нести, остается довольно тяжелым. Патерналистски настроенное общество хочет, чтобы государство заботилось о нем в любых условиях, и это желание вполне понятно. Такого рода патернализм имеет место и в самых развитых западных странах, где люди отнюдь не против того, чтобы получать «халяву». Однако мы не имеем сегодня тех возможностей для патернализма, которые существуют на богатом Западе. Поскольку наше общество дало властям карт-бланш на сохранение правил игры в экономике, при которых чиновничество активно собирает свою ренту с бизнеса, у государства в кризисной ситуации остается всё меньше ресурсов, чтобы быть заботливым патроном.
Из «слабовиков» в силовики
15 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Бандитский бизнес 1990-х гг. сформировал привлекательный образец для бизнеса, осуществляемого сегодня силовиками. А то, что делают силовики, сформировало, в свою очередь, образец для многих государственных чиновников, не принадлежащих к числу сотрудников госбезопасности, полицейских или прокуроров, но имеющих тем не менее неплохие возможности кормиться с бизнеса, попадающего от них в зависимость. Дело в том, что наехать на бизнес можно абсолютно цинично и беззастенчиво, угрожая оружием и расправой, а можно наехать, используя российское законодательство и российские правила игры. По закону чиновникам предоставляется много возможностей для контроля над бизнесом и для вынесения решений, ущемляющих бизнесменов.
Система Путина
13 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
В пирамиде Путина нет никакой системы сдержек и противовесов, кроме самого Путина. Ни парламент, ни суд, ни пресса не могут стать по-настоящему серьезным препятствием на пути тех влиятельных групп, которые стремятся любыми способами максимизировать свои доходы. Или, точнее, в обычной ситуации рыночная конкуренция эти доходы ограничивает. Но в том случае, когда влиятельным группам интересов удается встать над конкурентной борьбой, они могут грести деньги лопатой. Формально и для них существует закон, но есть и многочисленные способы этот закон обходить.
Бедность как стандарт. Об особенностях российской бедности
5 МАЯ 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
Несмотря на впечатляющий экономический рост, случившийся в России в начале этого столетия, проблема бедности в нашей стране так и не была решена. Если в 2000 году официальная статистика сообщала о том, что доход ниже прожиточного минимума получали 42,3 млн россиян, то к 2007 году эта цифра снизилась более чем вдвое — до 18,8 млн, но с тех пор практически не изменяется, оставаясь близкой к 19 млн человек. Конечно, уровень прожиточного минимума вырос – в рублях с 1285 до 10328 в 2018 году, а в долларах по текущим курсам — с 46 до 160. Однако факт остается фактом: на фоне фактического удвоения ВВП бедность сократилась в два раза, но, с одной стороны, остается весьма значительной и, с другой стороны, давно не показывает положительной динамики.
Аморальность воровства в глазах российского общества: от Рюрика до Путина
30 АПРЕЛЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
Воровство в обывательском понимании обычно ассоциировалось в основном с ворами — домушниками, карманниками. Но где-то с момента общественной активизации конца 80-х гг. прошлого века к воровству стали относить любые ненасильственные имущественные преступления с целью личного обогащения, например, разворовывание бюджетных средств. Этого значения слова мы и будем придерживаться, рассматривая морально-этические аспекты воровства в русской истории.
Политическая культура, менталитет — ключ к процветанию страны
30 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Существует около 25 стран, которые сумели модернизироваться, предоставив свободный доступ граждан к занятию бизнесом и освободив их от уплаты ренты, т.е. обеспечив тем самым им достойную жизнь. (Рента – это то, что власть имущие могут изъять под угрозой насилия при условии, что хозяйство данника не разорится, семья не вымрет и, возможно, даже останутся средства для развития хозяйства. Дань – ренту – власти изымают как через официальные завышенные налоги, так и через откаты и взятки.)
Куда нас толкают армейские порядки
25 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Вас никогда не поражала противоречивость некоторых наших привычных норм поведения? Если на улице близкая вам женщина попросит ударить встречного прохожего по голове ломом, вы исполните просьбу? Вряд ли. С чего бы это? Потому что без галстука? И вы хорошо знаете, что вам за убийство будет. А вот если ваш лейтенант, увидев в бинокль на другой стороне реки группу людей в форме неприятельской армии, прикажет вам их подстрелить? Вы, скорее всего, это сделаете. Это приказ, а за неисполнение приказа — расстрел на месте. Но ведь те люди ничего плохого ни вам, ни вашим друзьям не сделали, они просто одеты в другую форму, а злосчастные политики просто не сумели поделить какой-то там остров. И у этих кандидатов в покойники есть семьи, жены, дети, которые останутся без кормильцев!
Утилизация мусора как национальная проблема России
16 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Массовые выступления жителей Архангельска, Тюмени, Москвы показали, что проблема утилизации мусора и отравления ядовитыми отходами от разложения мусорных свалок становится общероссийской. Нынешние власти не способны ее решить из-за приоритета своих корыстных  задача, это залог сохранения человеческой цивилизации и животного мира на планете. Предупреждение всем нам – огромное мусорное пятно на севере Тихого океана, которое занимает площадь до 1,5 млн км.² или более.