Что делать?
25 мая 2018 г.
Наша худшая система управления

ТАСС

Авторитарная вертикаль власти всегда работает с искажениями – при любом, самом квалифицированном президенте. Хотя вера в «доброго царя, который все решит», по-прежнему доминирует в ментальности россиян, но понятно, что один человек, даже с самыми благими намерениями, не может контролировать полтора миллиона российских вороватых и коррумпированных чиновников. А посланные президентом контролеры нередко входят с казнокрадами в долю. Яркий пример беспомощности властной вертикали с президентом во главе – строительство петербургской «Зенит-Арены», которое контролировал лично президент Путин. Договорная стоимость строительства стадиона изначально составляла 6,7 млрд руб. Реальная, за счет хищений, откатов, уступок поставщикам-монополистам, выросла аж до 43 млрд руб. Где были президент и его контролеры? Но ведь подобное казнокрадство процветает во всех концах и закоулках страны, на всех объектах госстроительства!

Впрочем, подобные уроки отечественной истории (можно привести множество примеров, со времен Петра Первого) – нам не впрок. При возникновении любой проблемы у наших сограждан возникает почти инстинктивное желание написать челобитную царю-президенту. Ежегодно их пишут больше миллиона. Авось царь поможет!

Зачем России нужен парламент, многие россияне вообще не понимают. Ведь можно обойтись указами президента, имеющими силу закона! Как и не понимают они своих конституционных прав контролировать, на что тратятся оплаченные ими же налоги (это право осознают лишь сторонники Алексея Навального, но их пока очень мало).

Отметим, что большинство проблем предприятий, транспорта, коммунального обслуживания возникает именно на уровне субъектов Федерации, городов районов и поселений. Вроде, где они возникают, там и должны решаться, если, конечно, для этого есть средства. А с этим туго. Если при Александре II только 30% собранных налогов шли в Центр, а 70% оставались земствам, то сегодня – наоборот, в регионы доходит только треть, а органам местного самоуправления вообще достается мизерная сумма. Россиянам пора осознать, что пока по примеру развитых стран мы не разделим нашу неэффективную вертикаль власти на сеть независимых и сдерживающих друг друга органов, эффективность управления не повысится, не вырастет и уровень нашей жизни.

Как повышают эффективность управления в развитых странах? С помощью реального разделения властей, посредством системы сдержек и противовесов во власти, взаимным их контролем. Незаконное решение президента обязательно отменит суд. Вскрытое гражданами хищение тоже будет наказано.

Работает и контроль оппозиционных партий, которым просто выгодно поймать правящую партию и ее лидеров на тех или иных злоупотреблении. Например, так было, когдапрезидент Никсон попытался воспрепятствовать расследованию незаконной прослушки в отеле «Уотергейт». Даже республиканцы-сенаторы, ранее готовые голосовать в Сенате США за Никсона, после публикации пленок заявили, что поддержат обвинение. Его импичмент стал делом решенным, пришлось подавать в отставку.

Эффективный способ борьбы со злоупотреблениями и неэффективностью власти – предоставление органам местного самоуправления исключительных прав на принятие решений по своей компетенции. Если губернатор с чем-то не согласен, пусть обращается в суд. Вместо пресловутой российской вертикали формируется целая сеть органов власти, где избранники народа на своем уровне принимают необходимые решения.

Иными словами, в развитых странах всю властную пирамиду делят по горизонтали, подтверждая, между прочим, и подлинный федерализм. Если в США губернатор штата принял решение в рамках своих полномочий, то президент США не вправе их отменить. Если решение губернатора противоречит Конституции США, то президент вправе обратиться в суд. Снять губернатора и назначить нового «исполняющего обязанности», в отличие от российского, он сам не может. Ведь губернатор избран!

То же самое и с законами. Большинство важнейших для жителей законов принято парламентами самих штатов, к федеральному уровню относится лишь ограниченный круг полномочий власти (денежная система, международные отношения и др.). Такого в России сегодня нет. Господствует вездесущая бюрократическая вертикаль и послушный ей взбесившийся принтер – Госдума.

Известно, что одна голова хорошо, а много – лучше. Поэтому в США и во Франции действует законодательство, по которому важные решения чиновники министерств и ведомств не принимают самостоятельно, а предварительно обсуждают их с депутатами и представителями общественности на слушаниях в профильных комитетах парламента. В Швейцарии депутаты кантонов обсуждают проекты законов, выносимых на референдумы. Им помогают юристы и экономисты. Это обсуждение связывает руки продажным чиновникам, которым олигархи могли оплатить выгодные формулировки законопроектов.

Граждане США и Канады имеют право за мизерную плату получить электронные копии любых документы органов власти (кроме относящихся к государственной безопасности) и при обнаружении растрат, незаконных и антиконституционных положений подать на чиновников в суд. Выиграв суд, получить немалую премию. Тем самым реально организуется контроль граждан над бюрократией, которая всегда стремится сделать государство своей собственностью и на этом разбогатеть.

А в России президент стоит над всеми ветвями власти, он – самодержец. К его услугам неконституционный и неподконтрольный парламенту орган – Администрация президента, которая фактически играет роль правительства. Официальное правительство России лишь покорно штампует и иногда детализирует решения, принятые Администрацией президента. Администрация президента формирует список ручных кандидатов в депутаты парламента и использует разные способы подкупа уже действующих депутатов. Она дает отмашку Минюсту на регистрацию новых «полезных» президенту партий. Кроме этого, на выборах введен так называемый муниципальный фильтр, используемый властью для отсева неугодных кандидатов. Большинство россиян вся эта неправовая вакханалия устраивает. Что только доказывает, что менталитет нашего народа все еще сохраняет средневековые черты. Крепостные мы.

Дочь Никиты Хрущева, Рада Аджубей, со знанием дела говорила, что уже через пять лет, проведенных на политическом Олимпе, хозяин страны теряет представление о реальной жизни. Сталин руководил страной три десятилетия, Хрущев — десять лет, Брежнев — восемнадцать. Сколько лет будет властвовать Путин, угрожая человечеству ядерным оружием?

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Взгляд на Россию со стороны
24 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Зарубежные политологи называют «русской институциональной, или московитской системой (матрицей)» традиционное российское самовластие императора, генсека или несменяемого президента. Как показали результаты недавних выборов президента, восприятие такого самовластия стало частью российской политической культуры. Социальный капитал россиян соответствует этой авторитарной форме правления. Не обладая навыками самоуправления, они вручают себя и свою жизнь «верховному правителю» или его назначенцам.
Почему одни страны богатые, а другие бедные?
21 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Средний американец в семь раз богаче среднего мексиканца, в десять – среднего жителя Центральной Америки или России и в сорок раз – жителей Мали, Эфиопии или Сьерра-Леоне. Это справедливо и для группы богатых развитых стран Европы, Канады, Австралии, Японии, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня. В богатых странах у граждан лучше здоровье и образование, живут они дольше. У них есть доступ к тому, о чем жители бедных стран могут только мечтать – от отпусков до перспектив карьеры. Жители богатых стран ездят по хорошим дорогам, у них есть электричество, канализация и водопровод.
Причина нищеты — наше холопство
8 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
На Камчатке Законодательное собрание увеличило пенсии чиновников и депутатов в 2,5 раза. Остальных граждан повышение не коснулось. Почему? Потому что на всех денег в казне не хватит. А чиновникам и депутатам заботиться надо о себе, а не о бедняках всяких. Когда совести нет, работает хватательный инстинкт.
Общее и особенное в политическом развитии постсоветских государств
23 АПРЕЛЯ 2018 // ДМИТРИЙ ФУРМАН
Формально при распаде СССР и «соцлагеря» все бывшие коммунистические государства провозглашали сходные или просто тождественные цели – построение демократических правовых обществ с рыночной экономикой. Но в реальности развитие посткоммунистичеких стран пошло разными путями. Различия посткоммунистического развития России и центрально-европейских государств, включая и страны Балтии, очевидны и имеют принципиальный и качественный характер. Центрально-европейские страны пошли по пути создания правовых демократических политических систем, однотипных с давно сложившимися в странах Западной Европы и Америки, в которых в рамках единых правил игры борются разные политические силы и осуществляется ротация власти.
Экономика единого устава
22 АПРЕЛЯ 2018 // АКУЛИНА НЕСИЯЛЬСКАЯ
Директор Всемирного банка обещает российской экономике среднемировые темпы. Глава Центробанка РФ отчитывается в восстановлении. Министр экономразвития уверенно прогнозирует рост ВВП. Премьер декларирует важность этих показателей для блага человека. Всё это происходит на престижном Гайдаровском форуме в Москве. А в российской глубинке отчаявшиеся и разуверившиеся во всём дети взрывают и режут своих учителей и одноклассников.
Возрождение Японии - урок для России
16 АПРЕЛЯ 2018 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Опыт послевоенного демократического возрождения Японии мало известен в России. Особенно это касается реформ политической и социальной сферы. Однако именно глубокая политическая реформа явилась тем фундаментом, на который опирается мощная экономика и демократическое общество современной Японии. Послевоенные реформы в Японии осуществлялись при активном вмешательстве и под жестким контролем оккупационной администрации США во главе с генералом Дугласом Макартуром. Формально Макартур подчинялся международной Дальневосточной комиссии в Вашингтоне и Союзному Совету в Токио. Однако фактически генерал нес ответственность лишь перед президентом и конгрессом США.
Благосостояние как подрыв национальной идеи
10 АПРЕЛЯ 2018 // СЕРГЕЙ БОГДАНОВ
Десять лет назад, в то самое время, когда подошли к концу пресловутые «тучные годы» — в растиражированном еженедельнике мне попалась на глаза колонка, которую вел известный российский политолог. На страницах газеты колумнист, предаваясь невеселому анализу только что наступившего в России экономического кризиса 2008, неожиданно отвлекся от финансовой составляющей. Вместо этого переключился на бытовую сферу, вспомнил недавнее прошлое и призвал читателя обратить внимание на то, что впервые с начала 90-х в домашних кастрюлях россиян стали слипаться макароны.
Китай: прививка честности и законопослушности
10 АПРЕЛЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Можно ли построить развитую экономику в обществе воров и жуликов? А в обществе, главной чертой которого является средневековая зависть к тем, кто добился успеха, большевистское желание их «раскулачить»? Многие авторы утверждают, что отсталая средневековая культура населения — непреодолимая преграда для модернизации страны. Другие им возражают, приводя в пример Сингапур и Грузию, где благодаря успешным реформам, стимулам и разумным законам удалось изменить поведение людей, в конечном счете, повлиять на их культуру, менталитет.
Убогое право собственности
2 АПРЕЛЯ 2018 // ВИТАЛИЙ ТАМБОВЦЕВ
Россияне, особенно предприниматели, хорошо знают, как плохо защищены у нас права собственности. Государство в лице силовиков, пожарных, санитарных и прочих инспекторов собирает с них дань. Корпорации, близкие к власти, могут «наехать», отжать бизнес или здание. Примеров тому не счесть. Пресечь эту практику может только реальная политическая конкуренция и независимость суда. Но важно понимать, что в ходе предстоящих реформ надо изменить в нашем законодательстве.
Российская приватизация
2 АПРЕЛЯ 2018 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Можно сказать, что возможности, предложенные большинству граждан – членам трудовых коллективов и остальному населению, были призрачны. Чтобы добиться их реализации, нужны были колоссальные усилия, в том числе большого числа активистов, – например, по осуществлению идей рабочего самоуправления на базе второй модели льгот. Такие усилия некому было предпринимать, таких активистов не было. Трезвая оценка этих популистских обещаний такова: они с самого начала были обречены на невыполнение.