Украина
20 октября 2019 г.
Воздушное сообщение между Россией и Украиной прекращается
13 ОКТЯБРЯ 2015, ГЕОРГИЙ ЧИЖОВ

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее


Начиная с 25 октября, прямое воздушное сообщение между Россией и Украиной полностью прекращается. Это решение было принято накануне властями Украины после отказа российской стороны объяснить причины запрета полетов в Россию для украинских авиакомпаний. Российский же запрет был введен после того, как 25 российских авиакомпаний попали под санкции Украины против РФ еще 16 сентября. В соответствующем указе президента Украины Петра Порошенко говорилось об «ограничении, частичном или полном прекращении транзита ресурсов, полетов и перевозок». "Войну санкций" между Россией и Украиной "Ежедневному журналу" комментирует политолог, Георгий Чижов:

Это мера была принята спустя так много времени с начала конфликта по очень простой причине – Киев пытался понять, какие именно он может принять антироссийские санкции. Конечно, этот пакет должен был появиться ещё в прошлом году, но украинская сторона работает очень медленно, это касается и подачи исков в международные суды, и введения подобных мер.

Но общество ожидало, что такой пакет санкций появится, говорить, что он возник ни с того, ни с сего, нельзя. Многие украинцы стали называть эти решения правительства глупыми, но уже после того, как стало понятно, что возникают серьёзные проблемы с авиасообщением. А изначально появление санкций было встречено с пониманием, складывалось ощущение, что это справедливо.

Конкретно в случае с авиасообщением всё пошло по формальному принципу. Поскольку с точки зрения Украины российские самолёты незаконно используют украинское воздушное пространство, совершая полёты в Крым, то компаниям, которые это делали, были начислены большие штрафы, а после того, как те отказались платить, ввели запреты. Вполне предсказуемо, что Россия приняла ответные меры. И после обмена такими ударами, когда в небе остался один «Ютэйр», возник вопрос, за что, собственно, боролись? За то, чтобы все полёты между Россией и Украиной оказались монополизированы одной российской компанией или надо продолжать санкционную гонку и дальше?

Сейчас логика такая: Россия считает запреты на полёты для украинских компаний ответными мерами. А Украина считает, что они ответными не являются, потому что «Аэрофлот» и другие компании попали под запреты за нарушение украинского воздушного пространства, а украинские компании никаких российских законов не нарушали, но, тем не менее, права совершать полёты лишились. И в ответ на это Украина окончательно довела ситуацию до «нулевой точки».

Сложившаяся теперь ситуация не безнадёжна, на рынок могут прийти, в первую очередь, компании других стран, например, Белоруссии. Рейс «Киев-Минск-Москва» вполне может появиться, это касается и других соседних государств. Но нужна политическая воля обеих сторон, необходимо понять, хотят ли они действительно максимально ограничить авиасообщение или просто «сохранить лицо».

Причём в случае полётов речь не идёт о том, чтобы обязательно передать Крым обратно в состав Украины. Если бы российские авиаперевозчики были более дальновидны, то они могли бы насоздавать каких-то дочерних компаний и сделать так, чтобы они летали в Крым, а «основные» компании – в Киев и Одессу. Постфактум это сделать несколько сложнее, но такой путь не закрыт полностью при наличии доброй воли с обеих сторон. Ещё в прошлом году могла быть реализована простая схема: самолётам, которые летают в Крым, начисляются штрафы, но так как они не летают на территорию, контролируемую Украиной, то эти штрафы платить и не приходится.

То, что сейчас ограничения были приняты одновременно с самой сильной деэскалацией конфликта на Донбассе с весны прошлого года – просто совпадение. Никакой прямой связи тут нет, и это все понимают: конфликт на Востоке идёт своим путём, и такие точечные санкции, которые вряд ли окажутся для России очень болезненными, на него не повлияют. Другое дело, что в ситуации на Востоке вообще никакой ясности нет, она может развиваться очень по-разному, в том, что эта деэскалация всерьёз и надолго, нельзя быть уверенным.

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС












  • Владимир Фесенко: На данный момент «формула Штайнмайера» — абстракция, которая может стать реальностью только на финальном этапе урегулирования...

  • Lenta.ru: 1 октября Киев и самопровозглашенные Луганская и Донецкая народные республики (ЛНР и ДНР) подписали «формулу Штайнмайера». Документ определяет механизм закрепления за Донбассом особого статуса...

  • Александр Морозов: Получается, что Зеленский делает это исключительно "под гарантии" своих 73% избирателей. Как-то это - стремно.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Принятие «формулы Штайнмайера» — несомненный успех Путина
3 ОКТЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
После того, как 1 октября в Минске члены «контактной группы» по урегулированию ситуации на Донбассе подписали так называемую формулу Штайнмайера, внутриполитическая ситуация в Украине резко обострилась. Уже на следующий день в нескольких украинских городах (в том числе в Киеве) прошли достаточно многочисленные акции протеста, а ряд политиков прямо заявляют о «предательстве интересов украинского народа» и «капитуляции перед Москвой». Так, бывший президент Украины Петр Порошенко с трибуны Рады объявил, что «формула эта писалась в Кремле». Свежеизбранный президент Александр Зеленский оказался в затруднительном положении...
Прямая речь
3 ОКТЯБРЯ 2019
Владимир Фесенко: На данный момент «формула Штайнмайера» — абстракция, которая может стать реальностью только на финальном этапе урегулирования...
В СМИ
3 ОКТЯБРЯ 2019
Lenta.ru: 1 октября Киев и самопровозглашенные Луганская и Донецкая народные республики (ЛНР и ДНР) подписали «формулу Штайнмайера». Документ определяет механизм закрепления за Донбассом особого статуса...
В блогах
3 ОКТЯБРЯ 2019
Александр Морозов: Получается, что Зеленский делает это исключительно "под гарантии" своих 73% избирателей. Как-то это - стремно.
Обменный курс на московском невольничьем рынке
30 АВГУСТА 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Московский невольничий рынок заработал. В столичные СИЗО были свезены для обмена все или почти все главные украинские пленные: Олег Сенцов, Роман Сущенко, Владимир Балух, Павел Гриб, Станислав Клых, Александр Кольченко, Николай Карплюк, Эдем Бекиров, захваченные в Керченском проливе украинские моряки.  Более суток вокруг спецоперации Кремля «большой обмен» сгущался туман, из которого периодически лениво вылетали жирные «утки». То Алексей Венедиктов сообщит, что самолет с освобожденными украинцами должен приземлиться в Киеве в 5 утра 30 августа. То новый генпрокурор Украины Руслан Рябошапка в своем Фейсбуке в ночь с 29 на 30 августа напишет: «Молимся. Обмен завершился: моряки, Сенцов, Карплюк, Балух, Гриб летят домой». 
Прямая речь
30 АВГУСТА 2019
Константин фон Эггерт: Путин хочет прощупать позиции Зеленского и посмотреть, сможет ли Кремль вписать украинскую повестку в решение проблемы транзита власти в 2024-м. 
В СМИ
30 АВГУСТА 2019
"Ведомости": .«Сложный процесс переговоров по обмену заложников продолжается. Держим кулаки!» – написала в Facebook и пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская.
В блогах
30 АВГУСТА 2019
Юрий Бутусов: Обмен может быть признан состоявшимся только после вылета самолета. Вылета нет. Не понимаю, почему нельзя дождаться официального подтверждения информации?
Согласится ли Киев на «похабный мир»?
8 АВГУСТА 2019 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Очередное перемирие между украинскими военными и донбасскими сепаратистами, объявленное 21 июля, долго не продержалось. 6 августа минометной миной, привязанной к боеприпасу гранатомета (изобретение многолетней окопной войны), были убиты четверо украинских военнослужащих. Неформальным образом соблюдение перемирия гарантировалось первым телефонным разговором украинского президента и Владимира Путина. Поэтому Владимир Зеленский немедленно позвонил российскому президенту еще раз. Состоялся длинный разговор, содержание которого стороны излагают по-разному.
Прямая речь
8 АВГУСТА 2019
Георгий Чижов: Если Россия не смягчит свои требования, то я не вижу возможностей для сближения позиций.